Паломнический туризм в духовном плане имеет тонкую социально-психологическую платформу и географическое направление. Под духовным паломническим туризмом понимают поездку из Америки, России и Европы в центры духовности востока, Тибет, Индию, Непал, Китай, Японию. Туризм такого рода тесно связан с оздоровительным и лечебным туризмом. К примеру, большинство духовных центров Индии являются аювердическими лечебницами. Аюверда в Индии – это комплекс наук лечения, омоложения организма и предупреждения болезней, которые образуются вследствие нарушения гармонии между Вселенной и человеком. Всевозможные наставления и практические воздействия, которые дают в ашрамах и Золотом Городе, порой выходят за пределы религии и не имеют видимой религиозной подоплеки. Они универсальны, подходят для людей разного пола, профессии, вероисповедания, национальности, возраста. Цель такой практики – подсказать обратившемуся путь решения его проблем, а также путь к нравственному и духовному совершенствованию, познанию духовной внутренней природы.
Основные места паломничества:
- республики СНГ: Россия, Белоруссия, Украина, Молдова;
- Европа с преобладающим католицизмом и протестантизмом с его многочисленными течениями;
- Северная Америка с доминирующим христианством;
- Латинская Америка с христианством и народными поверьями коренных жителей;
- Северная Африка с нотками ислама;
- Восточная и местами Западная Африка с исламом и центрами христианства и народных верований;
- Западная Азия с исламом, нотами христианства и иудаизма;
- Южная Азия с масштабным индуизмом, буддизмом, сикхизмом, джайнизмом, а также исламом;
- Юго-Восточная Азия с доминированием буддизма, ислама и индуизма;
- Восточная Азия с буддизмом, конфуцианством и синтоизмом;
- Средняя Азия, где преобладает ислам и ламаизм, верование бон;
- Центральная Азия с господством буддизма и местами ислама.